Фонд “Культура и будущее”

Что такое «культура», что под этим словом мы подразумеваем сегодня? Не является ли она инструментом извлечения какой-то выгоды? К сожалению, так бывает очень часто. Но что тогда культура настоящая? Наверное, та, которая влияет на будущее. Для того чтобы раскрыть эту мысль, следует вспомнить этимологию самого слова «культура». С латинского языка оно переводится как «возделывание». Сегодня это очень смутно воспринимается, но суть остается: человек за многие века понял, что смысл его существования — в постоянном движении к более совершенному, то есть — в самовозделывании. Здесь приходится употреблять понятия духовного плана, которые, как и само слово «культура», сегодня более размыты, чем в прошлом. Может, из-за этой размытости и слово «культура» сегодня звучит так часто, что теряет свой первоначальный смысл…

Новый Фонд «Культура и будущее», открытый в Санкт-Петербурге, ставит своей целью осуще­ствить проекты, способные действительно оказать воздействие на будущее. Звучит это, может быть, громко, но цели, поставленные учредителями, именно таковы. На первом этапе запущены три проекта.

Во-первых, на базе очень ценимого в кругу лю­бителей и специалистов в области классической музыки электронного журнала АисМоМизю будет создан большой проект, способный привлечь к себе широкий круг новых почитателей. Прежде всего речь идет о молодых людях, которые пере­росли музыку популярных жанров. Задача про­екта — перевести для них классическую музыку из разряда «ушедшей истории» в разряд «интерес­нейшего познания», позволить им «самовозделываться» на базе самой совершенной ее формы. Поэтому упор в новом проекте будет сделан на по­нимание классической музыки, то есть на способ­ность ее воспринимать, слышать, чувствовать. А значит, в конечном счете — иметь необходимость в постоянном ее присутствии в жизни, в духовном изменении и становлении с ее помощью. Ведь классическая музыка — плод древнейшей евро­пейской культуры, достигший совершенства в сво­их основных формах, в противовес другой, праг­матической, потребительской культуре, которая начала нам навязываться. Причем эта прагматика в своем развитии поглотила уже и классическую музыку, которая тоже стала продаваться. Но такой путь не ведет к истинным переживаниям и чув­ствам, значит, почитатель оказывается у разбито­го корыта. Вызвать у слушателя истинный интерес, потребность и любовь к классической музыке в бу­дущем — вот основная цель проекта!m23

Во-вторых, Фонд начал поддерживать молодых музыкантов — замечательный коллектив под на­званием «Молодежный симфонический оркестр Санкт-Петербурга», состоящий из студентов консер­ватории. За три года своей концертной деятельности он стал настоящим профессиональным оркестром, не уступающим
по качеству исполнения многим про­фессиональным оркестрам, выступающим не один десяток лет. А если учесть еще репертуар и стоимость билетов на его концерты, то становится понятно, что это уникальная возможность для многих любителей классики стать причастными к музыке самого высо­кого образца.

m24В-третьих, это популяризация творчества прекрас­ного композитора Авета Тертеряна (1929-1994). Так уж сложилось, что продвижение деятелей искусства, независимо от их уровня и заслуг, чаще всего лежит на тех странах, чьими представителями они являются. К примеру, мы никогда не были бы свидетелями такого развития исполнительского искусства и инте­реса к классической музыке, если бы Германия, Ав­стрия, Франция и другие европейские страны не вкладывали столько сил и времени в продвижение своего великого культурного достояния. Продвигая отечественную культуру, возвращая ей истинную глу­бину и масштаб, мы обязаны представлять в первую очередь наших мастеров. Многие из них жили в со­ветское время, создали произведения колоссально­го масштаба и огромной силы эмоционального воз­действия, а потом были незаслуженно отодвинуты на задний план, оказались в числе тех, кто создает всего лишь общий культурный фон. По мнению члена правления нашего Фонда Льва Шульмана, Авет Тер­терян именно тот композитор, который будет по- настоящему понят в будущем… «Время Тертеряна» — так называется направление этого проекта Фонда «Культура и будущее». Кстати, Лев Шульман — один из благодарных учеников Тертеряна. Проектом пред­усмотрено проведение концертов и разного рода культурных мероприятий, которые позволят раскрыть творчество этого большого художника и привлечь к нему внимание как можно большего числа цени­телей музыки.

У Фонда много идей, решаются самые разно­образные задачи, возникающие практически еже­дневно. Здесь нельзя не сказать об удивительном человеке — председателе правления Фонда «Куль­тура и будущее», старосте Армянской апостольской церкви в Санкт-Петербурге, председателе Санкт- Петербургской региональной армянской нацио­нально-культурной автономии Карене Ромиковиче Мкртчяне. Несмотря на свою огромную занятость, Карен находит силы, время и средства, чтобы не пропустить ни один проект, который представ­ляется ему важным в духовном и культурном пла­не. Полагаю, что основной залог успеха деятель­ности подобных организаций в том, что возглав­ляют их люди, руководствующиеся не только чисто прагматическими установками, но глубоко убеж­денные в том, что Вера — это жизнь, а Культура — будущее!