Идеи

Холодный фарфор рецепт в домашних условиях. Рецепт холодного фарфора: секреты от мастеров. Правила сушки изделий из холодного фарфора

Здравствуйте, любители рукоделия!

Как сделать холодный фарфор своими руками? Очень просто! И я вам в этом помогу. Холодный фарфор — классная штука для рукоделия и поделок. Из него можно лепить что угодно, а после застывания он становится твердым, как пластик.

Для приготовления фарфора вам понадобится следующие ингредиенты:

  1. Кукурузный крахмал (картофельный не пробовал, думаю, его тоже можно);
  2. Клей ПВА 801 либо 802 (другие не использовал);
  3. Аптечный глицерин;
  4. Растительное масло (любое);
  5. Сода пищевая (можно без нее);
  6. Тарелка;
  7. Крем для рук.

По пропорциям дела обстоят так:

2 столовые ложки кукурузного крахмала;

1 ложка растительного масла;

2-5 капель глицерина;

2 столовые ложки ПВА;

Сода на кончике ножа.

А теперь покажу весь процесс приготовления.

1. В тарелку насыпаем крахмал.

2. Добавляем в соответствии с пропорциями растительное масло. Масло придает пластичность всей массе.

3. Капаем несколько капель глицерина. Глицерин не дает фарфору резко высыхать, что защищает от растрескивания при высыхании.

4. На кончике чайной ложки подсыпаем соду, честно, не знаю зачем, видел в каком-то рецепте.

5. По пропорциям наливаем клей ПВА.

6. Теперь начинаем месить, как тесто, сначала ложкой, а потом прям в руках. Если получается слишком жидкая масса, досыпаем немного крахмала. Если густая, то добавляем еще ПВА.

Месим, пока не будет липнуть к рукам.

Фарфоровые изделия всегда вызывали восхищение. Теперь моделировать поделки из холодного фарфора вы можете самостоятельно в домашних условиях. А для приготовления материала нам потребуются вполне доступные компоненты: клей, пищевой крахмал, жидкий глицерин и масляная основа.

Изделия из холодного фарфора: особенности изготовления

В последнее время такой вид прикладного искусства набирает большую популярность. Вы можете на досуге моделировать разнообразные поделки из холодного фарфора своими руками. Главное - правильно приготовить расходный материал и соблюсти некоторые особенности конструирования поделки:

  • для приготовления холодного фарфора следует использовать ПВА клей (2/3 ст.), столовый крахмал (1 ст.), жидкий глицерин (1 ч. л.) и воду (1/2 ст.);
  • все компоненты в указанных пропорциях смешиваются в емкости и нагреваются до тех пор, пока масса не загустеет;
  • нагретую массу обязательно выкладывают сначала на полотенце или салфетку, смоченную ледяной водой;
  • вымешивать холодный фарфор следует руками, поверхность присыпается столовым крахмалом;
  • чтобы смесь получилась эластичной, перед вымешиванием руки нужно смазать жирным кремом;
  • холодный фарфор остается эластичным на протяжении двух суток;
  • для придания ему нужного оттенка можно использовать любой краситель для пищевых продуктов;
  • для формирования заготовок нужно использовать шаблоны;
  • каждую деталь следует тщательно просушивать, чтобы поделка сохраняла форму;
  • если вы окрашиваете отдельно какие-либо элементы поделки, обязательно подержите их над паром, чтобы красящее вещество равномерно распределилось по поверхности.

Поделки для начинающих

Если вы только заинтересовались таким направлением рукоделия и хотите смастерить из холодного фарфора настоящие шедевры искусства, начните с простых поделок. К примеру, смастерите подарок в стиле hand-made для близкого человека. По мере осваивания всех аспектов лепки из холодного фарфора вы сможете усложнять задачу и конструировать изысканные модели различных фигур.

Учимся делать фарфоровые пионы

Давайте для начала попробуем смастерить оригинальный пион. Кстати, вы можете сделать один объемный цветок или проявить свою фантазию и создать красивый букет. Для этого вам нужно приобрести ряд флористических атрибутов, в частности, тейп-ленту, основы для бутоньерок, разноцветные ленты.

Необходимые материалы:

  • фарфор холодный розового и зеленого цвета;
  • ножницы;
  • палочки для ножки цветка;
  • формы-шаблоны.

Пошаговое описание процесса:

  1. Если под рукой у вас не оказалось фарфора розового цвета, можно смешать белый и красный.
  2. Теперь делим холодный розовый фарфор на 20 маленьких кусочков и 12 больших.
  3. Пальцами или с помощью чайной ложки начинаем моделировать лепесточки.
  4. Обязательно их следует прижимать, чтобы сделать выпуклость. У нас должно получиться 20 маленьких и 12 больших лепестков.
  5. Все маленькие лепестки склеиваем друг с другом попарно в ряд. Всего у нас должно получиться 10 парных лепестков.
  6. Далее располагаем все заготовки выгнутой стороной к себе и начинаем формировать веер.
  7. Все парные лепестки соединяем друг с другом, фиксируя их слегка внахлест.
  8. По спирали закручиваем получившуюся заготовку в цветок, слегка прижимая холодный фарфор.
  9. Большие лепестки также внахлест приклеиваем по окружности цветка. Выпуклая сторона должна быть наружной.
  10. Откладываем наш цветочек пока в сторону и приступаем к моделированию листиков.
  11. На специальный шаблон выкладываем холодный фарфор зеленого или салатного цвета и прижимаем так, чтобы образовались рубчики.
  12. Листик аккуратно сгибаем пальцами, чтобы он приобрел немного заостренную форму.
  13. Далее заготовку цветочка нанизываем на флористическую палочку. В таком виде оставляем цветок сохнуть на сутки.
  14. Когда фарфор хорошенько застынет, добавляем к нашему цветочку листики, украшаем стебель ленточками и формируем букетик.
  15. Вот такой оригинальный пионовый букет у вас может получиться.

Изысканные маки: мастер-класс

Как вы уже поняли, приготовить фарфор нужно путем термической обработки. Но можно выбрать и более простой вариант и сделать без термической обработки холодный фарфор своими руками. Поделки без варки из такого материала по своей текстуре и эластичности не отличаются.

Все что вам нужно - это взять пищевой крахмал и вазелин и перетереть их до образования однородной смеси. Затем в получившуюся массу необходимо добавить масляный глицерин и небольшими порциями выкладывать клей ПВА, вымешивая холодный фарфор. Давайте попробуем приготовить такой материал и сделать из него оригинальный маковый цветок.

Необходимые материалы:

  • фарфор холодный красного, черного и зеленого цвета;
  • ножницы;
  • фольга;
  • зубочистка;
  • скалка.

Пошаговое описание процесса:


В последнее время я все чаще вижу в сети громкие статьи «Самый простой рецепт холодного фарфора», в которых содержатся очень странные советы, а фото изделий если и прилагаются, то либо ужасные, либо украденные у других мастеров. Не хотелось начинать статью с такого вот неприятного предложения, но увиденный сегодня мастер-класс «холодный фарфор без клея» стал последней каплей! Я больше не могу молчать

Сейчас попробую на пальцах объяснить, что происходит в кастрюле во время варки ХФ, и почему он не получается у стольких людей. Заранее отмечу, что изложенное ниже – это мои субъективные наблюдения. Также огромное спасибо девочкам с форума , которые испробовали десятки рецептов и не пожадничали рассказать о результатах. Ну все, теперь ближе к делу.

Холодный фарфор для начинающих – основные принципы

Итак, ХФ представляет собой массу для лепки. Мы будем рассматривать именно флористический вариант, то есть домашнюю полимерную глину, которая идеально подходит для лепки цветов.

Какими свойствами она должна обладать?

— Гибкость и прочность застывших лепестков – если листочек согнуть, он не должен ломаться; конечно, можно сделать букет и из негибкого холодного фарфора, но только не вздумайте на него дышать, ронять, трогать, поправлять, показывать детям, заводить кошку. И уж по-настоящему некрасиво такие цветы продавать, ведь они очень хрупкие.

— Масса раскатывается тонко-тонко, обеспечивая тем самым реалистичность цветка. Также важна полупрозрачность лепестков.

— Холодный фарфор не должен трескаться после высыхания, вообще!

— Усадка (уменьшение объема изделия) после высыхания ХФ должна быть минимальной.

— Быстрое высыхание сырых лепестков – если масса сохнет долго даже в тонко раскатанном виде, то на лепку пиона уйдет чуть ли не неделя. Покупная же глинка довольно быстро подсыхает, что существенно повышает производительность труда, ускоряет сборку.

— Холодный фарфор не должен липнуть к рукам и – иначе вы сойдете с ума, так и не слепив первого букета.

— Холодный фарфор должен держать форму, чтобы лепестки не опадали и не выпрямлялись во время сушки. Сделали булькой в лепестке углубление – таким оно и осталось, в лепешку он обратно не превращается.

— Водостойкость – желательно, чтобы цветы не разлезались на части при протирании влажной салфеткой, а в заколке можно было побыть под мелким дождем хотя бы 5 минут без драматичных последствий. Но – это уже второстепенный момент.

— Морозостойкость – это, конечно, роскошь, но если найти клей, который в высохшем виде выдерживает низкие температуры, то ХФ станет хотя бы на четверть не такой хрупкий на холоде.

В сыром виде холодный фарфор категорически нельзя замораживать – любой ПВА боится мороза и просто распадается на водную фазу и творогоподобный осадок под действием низких температур. Поэтому нельзя заказывать клей для холодного фарфора зимой, и покупную глину тоже нельзя! Если они перемерзнут, то восстановить свойства нельзя будет никак.

Цветы из холодного фарфора на холоде просто перестают гнуться и становятся очень хрупкими, но некоторые марки клея обеспечивают им запас прочности на холоде. Это определяется уже опытным путем.

Если приготовление холодного фарфора было выполнено правильно, у вас получится масса с описанными выше свойствами, и лепить из нее будет – одно удовольствие! Цветочки получатся тонкие, изящные, реалистичные. А теперь посмотрим, как вообще образуется полимерная глина?

Из чего состоит холодный фарфор?

Пластификатор

Если оторвать от стенок банки с клеем пленочку, то она гибкая, с трудом рвется – вот это и является базой холодного фарфора. За счет пластификатора, содержащегося в поливинилацентатном (ПВА) , масса для лепки цветов остается гибкой после высыхания. По сути, мы могли бы вообще лепить из чистого клея, да? Но как-то неудобно. Потому что он слишком жидкий. Клей – это, грубо говоря, пластификатор и вода. Что нужно сделать? Избавиться от воды! В зависимости от марки клея, водной части в нем может быть больше или меньше. Густой клей содержит мало воды, потому загустителя кладут меньше, для редкого клея сухих ингредиентов понадобится больше.

Наша задача сделать клей настолько густым, чтобы из него можно было лепить. При этом важно свести к минимуму процент сухой части холодного фарфора (крахмала, например), которая убивает гибкость. Для этого химики придумали специальные вещества – загустители. Даже незначительное их жидкого, сладкого сиропа делает упругую твердую конфету, а из срёмной жижы – твердый плавленый сыр.

Загуститель

Это вещество, которое за счет специфических химических свойств способно превращать жидкость в гель, крем или еще более густую массу. Классический предлагает применять в качестве загустителя картофельный или кукурузный крахмал.

Каждой хозяйке известно: чтобы приготовить густой соус или крем для торта, нужно в жидкость (например, молоко с маслом и сахаром) добавить крахмал и НАГРЕТЬ. Крахмал проявляет загущающие свойства ТОЛЬКО при нагревании. Бывают модифицированные крахмалы, которые нагревать не надо. Я не пробовала с ними работать, не берусь судить. Но обычный пищевой картофельный и кукурузный крахмал без нагревания не способен загустить массу! Нет! Никаких «рецепт холодного фарфора без варки» — забудьте! Только варить! К сырому рецепту без варки мы еще вернемся. В нем крахмал играет роль не загустителя, а наполнителя.

Итак, загустителем может выступать только определенное вещество, которое способно поглощать лишнюю воду, превращая жидкость в вязкий кисель или густую кашу. Поэтому нельзя насыпать в ХФ просто соду или мел, или муку, или стиральный порошок! Ну не получится!

Какие еще бывают загустители? Открываем перечень пищевых добавок и ищем. Эти вещества должны являться общепризнанными загустителями, что указано в ГОСТах и прочих нормативах, а не просто «мне подруга посоветовала».

В ХФ кладут альгинат натрия, камедь, тетраборат натрия, карбокисметилцеллюлозу (тилоза, КСМ или СМС), смолы и др. Именно с этими штуками готовят холодный фарфор без варки, потому что, в отличие от крахмала, они не требуют нагревания, чтобы загустить массу. Их требуется совсем небольшое количество, чтобы из жидкости образовать плотную массу. Например, альгинат натрия вбирает в 200 – 300 раз влаги, чем его собственный вес. То есть одна чайная ложка загустителя способна вобрать в себя 200 ложек воды, грубо говоря.

У меня был печальный опыт работы с альгинатом. Прочитав на упаковке глины Fleur этот компонент, я стала искать инфу о его свойствах, а потом даже заказала. Только не беленький, а технический (ну жаба задавила). В итоге пришлось выбросить целый килограмм, ибо альгинат был грязно-коричневого цвета, и никак не подходил для создания нежной массы. Девочки, на упомянутом выше форуме, делились опытом создания холодного фарфора без варки с белым, пищевым альгинатом натрия. Цветы из этой массы очень нежные, полупрозрачные и слегка бархатистые. Чтобы приготовить такой ХФ, нужно повозиться с подбором пропорций. Я пока этого не делала, уж больно свежи в памяти коричневые опилки, которые дяденька из интернет магазина описал мне как «кремовые». Вот, например, Ирина предлагает рецепт холодного фарфора без варки из альгината натрия.

Наполнитель

Это сухая часть ХФ, которая призвана сделать его более плотным, твердым и сухим, но не за счет каких-то специфических загущающих свойств, а просто так. Эти крупинки встраиваются в поры нашего ХФ и повышают его плотность. Когда предлагают «революционный» способ приготовления холодного фарфора без варки из картофельного крахмала, то берут, как правило, 1 часть клея и 2 – 2,5 части крахмала. Просто сыплют его в клей, пока не получится нужная консистенция, будто тесто на лепешки замешивают. Листья и лепестки из такой массы не будут гнуться, они сразу же сломаются, потому что в массе слишком много сухой части! Крахмал без нагревания здесь выполнил функцию наполнителя, он совсем «забил» собой весь пластификатор. В традиционном рецепте с нагреванием крахмала кладут по объему столько же, сколько клея, не больше!

В качестве наполнителя используют крахмал (в рецепте без варки с другим загустителем), целлюлозу (пусть даже добытую путем перемалывания туалетной бумаги) и др.

Специальные добавки

В незначительном количестве в ХФ кладут:

— консервант (лимонный сок, лимонную кислоту, уксус) – это оберегает массу от размножения в ней плесени;

— эмульгатор (глицерин) – способствует смешиванию водных и жирных сред, видимо, помогает нам вмешивать масляную краску;

— влагоудерживающий агент (глицерин) – не дает холодному фарфору высыхать со временем; вообще я уже писала – он к тому же еще и загущает совсем чуточку.

— ароматизаторы (по желанию);

— красители (по желанию).

Таким образом, при приготовлении холодного фарфора следует понимать, из чего он состоит. Главное – пластификатор, загуститель и консервант. Без них масса для лепки получится непригодной. Остальное добавляем, чтобы добиться идеальности глины, но эти компоненты не критичны.

Рассмотрим схемку.

Вариант 1 – холодный фарфор с крахмалом и нагреванием. Крахмал убирает из клея лишнюю воду, оставляя пластификатор. Добавки доводят массу до совершенства. Клея больше, чем крахмала, потому цветы из такого ХФ остаются гибкими.

Вариант 1. Схема примерных пропорций для варки холодного фарфора

Вариант 2 – холодный фарфор без варки. Загустителем является альгинат натрия, карбоксиметилцеллюлоза, тетраборат натрия, камедь или смесь всего по немногу. НО НЕ КРАХМАЛ! Крахмал является наполнителем. Этих товарищей в сумме опять же меньше, чем пластификатора. В итоге – цветы гибкие, все отлично.

Вариант 2. Схема примерных пропорций для холодного фарфора без варки

Вариант 3 – холодный фарфор без загустителя. Например – клей, крахмал, сода, . Без варки. Крахмала пришлось положить в 2 – 3 раза больше, чем пластификатора. Масса стала плотной. Цветы ломаются от дуновения ветра. Такой ХФ годится разве что для фигурок, одноразового творчества с детками, размазывания глины по столу. Но не для цветов!

Вариант 3. Неправильные пропорции для холодного фарфора! Масса получится непригодной для создания цветов!

Нужно ли добавлять в холодный фарфор воду?

Боже упаси. Клей и так представляет собой раствор дисперсии ПВА в воде. Ее и без того слишком много, потому мы и ищем загуститель, чтобы избавиться от влаги.

Кроме того, чем больше в ХФ воды, тем сильнее заметна усадка изделия. К написанию этой заметки меня сподвиг «фантастический» рецепт холодного фарфора без клея: вода, крахмал, мука. Все это безобразие нагревают. Получается комочек. Но: как тонко это вообще можно раскатать, держит ли оно форму, пока сохнет; какую бешеную усадку дает? Ну а что без консерванта такая масса обрастет плесенью и, к тому же, будет биться, как песочные куличики из детства – это автора вредных советов не интересует. Главное – что просто.

Друзья, прошу вас, не пытайтесь сделать из какашки конфетку! Если нужно полепить с детками – приготовьте соленое тесто. Но для керамической флористики готовить холодный фарфор своими руками следует по определенной схеме, осознавая, что происходит в процессе. Глина для цветов должна быть безупречной, иначе они не получатся реалистичными.

Сварить хороший ХФ совсем не сложно. Конечно, можно заказать фабричную глину в магазине, но ведь она не всегда есть в наличии, не все имеют средства на постоянную ее покупку, а зимой глину вообще нельзя транспортировать! А домашний холодный фарфор своими руками можно приготовить в любой момент в нужном количестве, сэкономив минимум в четыре раза, а то и в десять.

Буду рада ответить на вопросы, пишите в комментарии или на почту.

Если Вы не согласны с описанными выше принципами, напишите об этом. Я могу ошибаться, но готова исправиться.

Всем вдохновения и побольше цветочностей!

Если хотите узнавать о свежих статьях и мастер-классах по почте, подписывайтесь на новости блога « Metally Flower – керамическая флористика для начинающих».

Сайт фарфоровых керамических цветов: http://www.anriirene.com
Рецепт от 02.04.15. Как и обещала в статье "Состав производственной самоотвердевающей полимерной глины" , в конце которой есть состав японского холодного фарфора Vitrium , или synthetic resin emulsion clay Vitrium (из которого можно изготавливать и цветы, и украшения, и миниатюры), дать свой домашний рецепт полимерной глины, в котором я опиралась на состав (MSDS), заявленный производителем. Надеюсь, что он многим понравится =). Этот рецепт дан здесь впервые, поэтому прошу при использовании материалов этой статьи указывать автора и ссылку.
Предлагаю ознакомится с информацией в статье " Керамическая флористика" , она может быть полезна, особенно начинающим.
Мои работы из холодного фарфора в технике "керамическая флористика" можно посмотреть или в инстаграм @anri.irene_porcelain.art

Подписывайтесь на мой видео канал в YouTube Anri Irene , чтобы посмотреть мои видео мастер классы. Мой мастер класс по лепке розы из холодного фарфора там же. Приглашаю!

Вы можете посмотреть Все мои цветы из полимерной глины (холодного фарфора) слепленные в стиле "ботаническая скульптура" "флористическая скульптура"


Сама японская глина Vitrium в лепке достаточно плотная, твёрдая и упругая, но послушная (например, глина флёр намного мягче). После высыхания водостойкая и очень гибкая. Существует двух видов - прозрачная и непрозрачная (как холодный фарфор примерно). Мы будем делать рецепт непрозрачной, которая после высыхания выглядит как классический холодный фарфор.

К сожалению у меня не сохранились фото моих изделий из неё (я покупала её ещё в 2011 году), но, для представления картинка из инета, как Vitrium выглядит в сухом виде:


Vitrium polymer clay

Хотя я сама не пользовалась ещё глиной Modena, но судя по описаниям и ощущениям мастеров-пользователей модены они очень схожи по свойствам с Vitrium.

P/S. Чуть позже после написания статьи я получила посылку с полимерной глиной Modena. Мои предположения были верны - она очень схожа с Vitrium, только чуть мягче и менее прочная.

В своём рецепте я сделала её немного по-мягче. Это, конечно, на любителя. Вы можете сделать её жёстче и плотнее. Мой рецепт я назвала для себя "По мотивам Vitrium". =))

Вот так она (уже по моему рецепту) выглядит в сыром виде:

Вот так она выглядит в высушенном виде:

В готовом цветочке:

Ещё цветы из неё есть в самом конце статьи.

Окрашивается так же, и как домашний холодный фарфор, и как самозастывающие на воздухе покупные полимерные глины. Водостойкость и гибкость после высыхания зависят от клея ПВА, используемого для приготовления холодного фарфора. У меня после высыхания лепестки получаются гибкими. Сохнет быстрее, чем варёный ХФ.

Я сохранила документ MATERIAL SAFETY DATA SHEET на Vitrium, в котором производитель даёт состав. Конечно, там нет технологии, рецепта и количества, но я решила попробовать свой рецепт, тем более, что состав очень прост и доступен.

Состав полимерной глины Vitrium:

- Этилен-винил ацетат (EVA, ЭВА) - я использовала подручный белый клей ПВА, т.к. клея ЭВА у меня нет пока, к сожалению.

- Жирная кислота - возьмём стеарин (можно тёртую стеариновую свечку). Жирных кислот очень много видов. Возможно вы сможете попробовать и другие варианты.

- Целлюлоза - у меня хлопковая мелкая порошковая (как мука)

- Прежелатинизированный крахмал - у меня был обойный клей Bison из крахмала, который просто разбавляется водой и, набухая, превращается в клейстер. В составе клея было написано только крахмал (без подробностей), какой не знаю точно, но модифицированный . Он белоснежного цвета, не очень крупными хлопьями. Дополнительно, чтобы он стал мельче и равномернее растворялся, я его смолола в порошок в кофемолке. Жаль, что у меня пока нет именно прежелатинизированного, разбухшего крахмала, поэтому использовала то, что было под рукой. Возможно, прежелатинизированный крахмал дал бы ещё лучший эффект.

- Вода и другие - так и было написано "и другие". Я думаю, подразумеваются увлажнители или смачивающие агенты , например глицерин, пропиленгликоль и пр.

Скорее всего (это мои предположения) , производитель, готовя эту массу для лепки, не "варит" её, т.е. не подвергает воздействию температуры, т.к. в составе уже есть прежелатинизированный крахмал. Значит обычный крахмал и целлюлоза будут просто наполнителями.

Я как-то пробовала делать холодный фарфор из обойного клея (рецепты есть в интернете, много раз перепечатанные и копированные), но мне он совершенно не понравился. По крайней мере, для лепки реалистичных цветов он не подходит. Но рецепт "по мотивам Vitrium" отличается составом.


Рецепт полимерной глины без варки "по мотивам витриум":

Клей ПВА Bison wood D2 - 110 гр (не миллитров)

Глицерин - 1 ч.л.

Пропиленгликоль - 0,5 ч.л. (можно заменить глицерином)

Клей обойный Bison universal - 4 гр. (1 ч.л) молотый в мелкий порошок.

Смешать клей ПВА, глицерин, пропиленгликоль, высыпать туда обойный клей и оставить набухать на пару часов. После перемешивания обойного клея масса по густоте выглядит примерно так, как на первой картинке:

Пока набухает обойный клей, я расплавляю стеарин (тёртую мелко свечку) в равных пропорциях смешанный с вазелином и детским маслом (по одной чайной ложке), хорошо всё перемешиваю и охлаждаю. Этот холодный фарфор мы не варим, поэтому, чтобы не было комочков тёртого стеарина, расплавим его предварительно.

Такую смесь стеарина с вазелином и маслом можно приготовить заранее по-больше, а потом использовать для приготовления холодного фарфора и по другим рецептам.

Добавим этой смеси стеарина с вазелином 1 ч.л. в клей ПВА с разбухшим обойным клеем.

Затем начинаем подсыпать крахмал. Я пользовалась чайной ложкой, подсыпая и перемешивая.

Крахмал - 7,5 чайных ложек

Целлюлоза мелкая - 5,5 чайных ложек

Присыпка детская тальк с оксидом цинка - 3,5 чайных ложки (в самый последний момент решила часть крахмала заменить на присыпку, т.к. она беленькая, с оксидом цинка и пахнет очень приятно)

Всё хорошо перемешала до однородности лопаткой. На фото выше видно, как выглядит процесс и сама масса в процессе =)). Затем на стол насыпала 1/4 чайной ложки крахмала и 1/4 ч.л. тилозы (СМС, КМЦ) и окончательно тщательно вымесила. Оставила на сутки (как и обычный классический ХФ). На следующий день масса стала намного плотнее.

Если делать без тилозы, то надо добавить чуть больше крахмала. Густоту и плотность вы так же можете регулировать сами, по своим предпочтениям, добавляя больше крахмала или тилозы. Только не спешите добавить сразу много тилозы (ещё не больше 1/4 ч.л. дополнительно, т.е. всего не более 1/2 ч.л.) , т.к. она может набухать в течении 18-20 часов и в итоге масса может стать слишком жёсткой и, в последствии, более хрупкой. На картинке выше видно, что высохшая масса с тилозой выглядит более матовой и плотной.


На самом деле рецепт очень простой и готовится очень быстро. Сама масса не липкая, отлично раскатывается, хорошо принимает форму. Можете смело пробовать и пользоваться. Очень буду рада, если вы поделитесь своими впечатлениями. Удачи!

А вот ещё цветочки, слепленные из этой массы, правда пока ещё без листьев. На них видно, как легко закручиваются лепестки и как отпечатывается фактура молда.

Небольшое послесловие . Хотела ещё написать, почему я решила попробовать сделать несколько различных рабочих рецептов холодного фарфора без термической обработки (без варки), хотя мне лично больше импонирует масса именно варёная. Просто уже привычка, какая-то тёплая привязанность к нему. Даже сам процесс приготовления и превращения очень нравится. В не варёном холодном фарфоре, несомненно тоже есть свои, и довольно большие преимущества.

Ну а виновник всему - клей. Я заметила, что некоторые виды клея, даже очень хорошие, очень эластичные после высыхания в чистом виде, при приготовлении ХФ классическим способом (обработкой температурой) становятся после высыхания либо хрупкими, либо жёсткими, не гибкими, либо и то и другое. Да и сама масса с ними бывает неоднородной, "творожистой", хотя слепить что-то возможно. Купить клей, отвечающий всем нашим требованиям тоже не всегда возможно. А в рецептах без варки клей ведёт себя по-другому. Лепестки после высыхания остаются гибкими и прочными. Конечно, прочность тоже во многом зависит от клея и в этом случае - если он "слабенький", то не способен крепко связать-склеить сухие компоненты. Но, например, качественный клей для мебели или ламината, должны с этим справляться. Добавляют же в них древесную муку, чтобы сделать густую замазку, для реставрации, например, сколов.

Мои образцы пока имеют возраст несколько месяцев - гибкость и прочность не потеряли. Прочность, конечно, тоже не однозначное понятие, но я специально роняла готовые розы вниз головой на кафельный пол - они остаются целыми, ни чего не откалывается и не рвётся. Для меня это достаточная прочность. Если лепестки очень тонкие и узкие, острые, то, возможно и отколется кончик (честно, не пробовала, это моё предположение). Но даже и с покупными известными марками ХФ такое может случиться.

В общем и целом я очень довольна своими новыми рецептами. Конечно, структура самой массы немного отличается от классического ХФ, но к ней очень быстро привыкаешь, буквально на 3-4 лепестках. Возможно, вам придётся подстроить немного мои рецепты под себя, т.к. плотность клея разная, степень разбухания прежелатинизированного крахмала, обойного клея, тилозы, альгината, траганта, целлюлозы и пр. разная. Но как основной ориентир, или отправную точку их можно использовать.

С новыми рецептами теперь есть больший выбор сделать массу под свои нужды и требования: матовую-глянцевую, прозрачную-непрозрачную, плотную-мягкую, жёсткую или эластичную и т.д. И ещё один из важных факторов - мы можем использовать даже тот клей, который не подошёл для классического "варёного" рецепта по каким-либо причинам. У меня много таких бутылочек, которые теперь хорошо пошли в ход =)).

P/S: Возможно кому-то пригодится. Ссылки на порошковую целлюлозу (натуральную), которая, возможно, может подойти для холодного фарфора:
Целлюлоза порошковая ПЦС. ЗАО "Полицелл" г. Владимир
Целлюлоза порошковая ООО "Садко" г.Киев
Целлюлоза порошковая Arbocel - описание на русском языке
Целлюлоза порошковая ARBOCEL в Германии компания J. RETTENMAIER & SÖHNE.

Другие мои рецепты.

Холодный фарфор — это отличный материал для создания различных поделок. Для того чтобы создавать из этого материала шедевры художественной лепки, не нужно иметь особых навыков или подготовки. Лепить из него незамысловатые фигурки смогут даже маленькие дети.

Данный материал абсолютно безвреден. Его придумали в прошлом веке в Аргентине. Состав этого материала достаточно прост. В него обязательно должны входить клей, крахмал, глицерин и масло или не любимый вами крем для рук.

Что можно сделать из данного материала? Много всего. Если вы — любительница различных сережек, подвесок, бус, колец, браслетов, заколок и обручей, то этот материал станет вашим любимым помощником в создании всех этих вещей.

Если вы любите создавать различные мелочи для украшения своего дома, то и здесь холодный фарфор станет вашим помощником. Из него можно сделать, например, небольшие елочные игрушки, смастерить подсвечник, декоративное панно из импровизированных фруктов или вазу с цветами, шкатулку для мелочей. Также вы легко сможете декорировать элементами из холодного фарфора любую вещь в вашем доме, будь то любимая чашка или старый шкаф, — словом, сделать всё, на что способно ваше воображение.

Кроме того, из холодного фарфора, например, можно создать брелоки всем своим домочадцам — полезная вещь и абсолютно уникальная, как и все предметы, которые будут созданы вами из него. Еще можно создать горшки для цветов, той формы и расцветки, которая необходима именно вам. Легко можно декорировать рамку с фотографией и даже собственноручно создать плафон для светильника. Холодный фарфор также станет помощником для кукольных дел мастеров — из него получаются прекрасные лица для кукол. Из этого материала также можно смастерить куклу, статуэтку любого зверька или цветок. Очень органично смотрятся на свадебных тортах декоративные куколки жениха и невесты из холодного фарфора, только важно помнить, что они совершенно несъедобны.

Понравилось? Тогда приступим к работе.

Первый рецепт приготовления холодного фарфора.

Рецепт с варкой

Нам понадобится:

Любой крахмал — одна чашка;
. любой крем — одна столовая ложка;
. глицерин — столовая ложка;
. клей ПВА — чашка.

Перед началом работы пропитайте руки кремом, чтобы будущая масса не липла к рукам.

Варить ее следует в стеклянной или тефлоновой посуде, не стоит использовать алюминий.

Берем емкость, в которой будем варить холодный фарфор, наливаем в нее клей, ставим на уже включенную плиту (огонь должен быть средним), незамедлительно добавляем крем, тут же перемешивая содержимое, присоединяем глицерин. Всё это необходимо постоянно перемешивать. Во время этого подсыпаем в смесь крахмал. Продолжаем тщательно перемешивать. Смесь поначалу будет напоминать творог. Когда из массы начнет образовываться комок, то его необходимо будет вымесить руками, наподобие работы с тестом, до состояния, когда наша масса будет напоминать пластилин — станет однородной и перестанет прилипать к рукам. Только осторожно — масса может быть горячей. Возможно, что масса получится очень густой, тогда в нее стоит добавить немного воды. Для того чтобы будущее изделие было цветным, нужно добавить в массу краску. Полученную смесь кладем в пакет. Холодный фарфор готов!

Второй рецепт. Без варки

Для приготовления понадобятся клей ПВА, крахмал, вазелин, сода и емкость для замешивания.

Смешайте вазелин и крахмал, одну и две столовых ложки соответственно. К ним присоедините немного соды. Добавьте две чайные ложки клея ПВА. Всё тщательно перемешайте. Затем разомните полученную массу руками до мягкого состояния и смажьте вазелином. Холодный фарфор готов!

Теперь и вы умеете готовить этот удивительный материал. Но чтобы работа с ним была идеальной, стоит запомнить некоторые секреты.

После сушки изделие высыхает процентов на тридцать.

Формалин, который можно добавлять при изготовлении холодного фарфора для того, чтобы он не трескался при высыхании, токсичен, поэтому с ним надо работать, соблюдая меры безопасности. И добавлять его надо в уже остывшую массу.

Не храните массу в холодильнике. А для того чтобы удалить влагу из массы, нужно просто сменить пакет, в котором она хранится.

Для того чтобы масса не пошла трещинами, ее необходимо очень хорошо вымесить.

Чтобы в массе не появился грибок, ее стоит смазать кремом или маслом.

Для более реалистичного цвета на уже готовое изделие надо нанести нужный цвет с помощью кисточки и подержать над паром, так фарфор лучше впитает в себя краситель.

Чтобы получить более насыщенный цвет, используйте акриловые краски. Вообще, раскрасить фарфор можно абсолютно любыми способами. Можно использовать даже пищевые красители. Нужно только добавить в смесь желаемый цвет и вымесить массу. Но помните: окрашенная масса застынет быстрее. А это значит, что готовить ее стоит в том количестве, которое вы сразу сможете вылепить.

Для работы с холодным фарфором можно использовать различные формы, также пригодятся: нож, маникюрные ножницы, скалка, оттиски, зубочистка, проволока, кусачки для нее, набор кистей (чтобы не линяли, лучше брать с искусственными щеточками). Но главным инструментом для работы с холодным фарфором все-таки будут ваши руки.

Заранее подумайте, где будет сохнуть ваше изделие.

Время высыхания фарфора зависит от его толщины. Средняя продолжительность составляет один-пять дней — в зависимости от объемов изделия.

Приготовленную массу, а также уже готовое изделие нужно хранить в недоступном для детей месте, так как оно может показаться им вполне аппетитным — изделия из холодного фарфора получаются реалистичными.

А чтобы продлить жизнь готового изделия, стоит соблюдать несколько простых условий:

1) Оберегайте изделие от механического давления.

2) Избегайте попадания влаги.

3) Берегите от мороза.

4) Если изделие со временем запылилось, просто протрите его сухой тряпочкой или кисточкой и ни в коем случае не используйте для чистки что-то влажное.

5) Готовое изделие можно покрыть лаком.

Творческих успехов!

Подготовила Ольга Александрова