Идеи

Зеленый огород на окне в детском саду оформление. Мастер-класс оформления огорода на окне в детском саду «Дачка в Ромашково. Виды детской деятельности

МКДОУ «Детский сад № 33 «Тополёк» город Новосибирск.

Экологический проект: «Огород на окне»

Экологический проект: «Огород на окне» (краткосрочный).

1.Введение…3 стр.
2.Актуальность темы: «Огород на окне»…4 стр.
3.Цель и задачи проекта, ожидаемый результат…5 стр.
4.Паспорт проекта…6 стр.
5.Этапы реализации проекта…7 стр.
6.Анализ…9 стр.
7.Список используемой литературы…10 стр.
8.Приложения…11 стр.

Введение

В. А. Сухомлинский
«Общение с природой, забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств обязательных для каждого человека».

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

Общение с природой - прекрасная школа воспитания у детей доброты, чуткости и отзывчивости. Бережное отношение ко всему красивому воспитывается лучше всего тогда, когда дети сами ухаживают за растениями. В детском саду это может быть «огород на подоконнике». Огород в детском саду – это не только возможность видеть детям результаты своей работы, но и одно из условий необходимых для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

Актуальность темы: «Огород на окне»

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за ними. В ходе предварительной работы над данным проектом проводилось анкетирование родителей по теме: «экологическое воспитание в семье», которое показало, что не все дети умеют и имеют возможность ухаживать за растениями в доме (их в нём попросту нет). А ведь даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

В повседневной жизни, дети чаще удовлетворяют свои потребности через игры в компьютере или через просмотр мультиков и реже через общение с природой. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста и порой просто лишены непосредственного контакта с растением на улице (аллергия, боязнь родителя, что ребёнок возьмет в рот грязное растение). Для решения этой проблемы в нашей группе были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений лучше всего осуществлять в весенний период (больше солнечных дней, можно провести аналогию с пробуждением природы весной), выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Таким образом, мною были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности детей, для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления.

Цель и задачи проекта, ожидаемый результат.

Цель:
Формирование у детей системы ценностей, основы экологической культуры как важной составляющей культуры личности, воспитание ребёнка гуманной, социально – активной, творческой личностью, способной понимать, беречь, любить окружающую природу, бережно к ней относиться.

Задачи, решаемые во время проекта:
Развить представление об отдельных объектах живой и неживой природы и их свойствах: вода, воздух, почва, комнатные растения, семена, овощные культуры.
Развить умения выделять в объектах цвет, форму, величину; находить сходства и различия.
Накопить словарный запас, обогатить речь смысловым содержанием.
Развить общение и интерес к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Формировать позитивное отношение к посильному участию в трудовых действиях.

Ожидаемые результаты от детей к концу проекта:

Интересуются объектами живой и неживой природы, проявляют бережное отношение к природе, устанавливают простые причинно – следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.).
Проявляют интерес к практическому экспериментированию и любознательность, устанавливают причинно – следственные связи в ходе экспериментирования (отличие в росте между луковицами, находящимися в банке с водой и без неё).
Стремятся быть причастными к труду взрослых (помогают ухаживать за растениями в группе).
Свободно участвуют в диалоге со взрослым, выражают свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, могут построить простые распространённые предложения.
Испытывают удовольствие от происходящих событий (уход за растениями, театрализация по мотивам русской народной сказки «Репка», сбор первого зелёного лука).

Паспорт проекта

Участники проекта: дети второй младшей группы, педагог, родители, администрация ДОУ.

Тип проекта: познавательный, исследовательско — творческий.

Ресурсы проекта:

Материально – технические:

1.компьютер, принтер, фотоаппарат, магнитофон, диск;
2.цветная и белая бумага, картон;
3.фломастеры, карандаши, ручки цветные;
4.краски, клей ПВА, кисточки, баночки с водой для рисования;
5.зажим для бумаги, подставка для книг;
6.костюмы для театрализации по сказке «Репка», постановочные атрибуты;
7.прозрачный контейнер, горшки и поддон под них, ящик для рассады, стеклянные банка и стакан;
8.семена овощных культур, пшено;
9.земля, грабельки, деревянная палочка, лейки;
10.фигурки деда и бабы, цыплят.

Информационные:
1.интернет — ресурсы
2.детская художественная литература
3.методическая литература

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Этапы реализации проекта

I этап — предварительный

В ходе бесед с детьми, рассматривании картинок, выяснилось, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

Для качественной и полной подготовки проекта было проведено анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье» (Приложение №1). Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. В результате выяснилось, что у многих в доме есть комнатные растения, но практически никто из родителей не знает их названий, а ребенок не оказывается вовлеченным в процесс ухода за ними. Также из анкет видно, что посещение с детьми леса, парка, пляжа не несет за собой познавательных и исследовательских целей.

Из собранных данных можно сделать вывод, что экологическое воспитание детей в семье на низком уровне (Приложение №2, Таблица № 1, Таблица № 2).

II этап – разработка проекта

На данном этапе проекта были поставлены цели и задачи самого проекта, а также определение последовательности выполнения работы (Приложение №3, таблица № 1).

В ходе обсуждения сюжета, в котором будет оформлен огород на окне, подбирался наглядно-дидактический материал, оборудование, художественная и методическая литература, костюмы и атрибуты для постановки сказки, необходимые для реализации проекта в целом. В процессе работы был составлен перспективный план для реализации проекта (Приложение №3, таблица № 2).
В проект были привлечены родители. Они были введены в тему проекта и активно сотрудничали с воспитателем. Родители предоставили семена овощных культур для посадки, почву, изготовили лошадку и тележку из картона, для оформления «огорода на окне» (Приложение №4).
В подготовке активно помогал муз. руководитель, предоставив костюмы и декорации, а также администрация ДОУ, предоставив для показа спектакля муз. зал.

III этап — основной

Формы работы: коллективная и индивидуальная.

Виды детской деятельности:

Познавательно – исследовательская:
Экспериментирование: «Проращивание семян гороха» (Приложение № 5 рис. 1), «Роль воды в жизни растений» (Приложение № 5 рис. 2).
Рассматривание (земли, семян, листочков, корней) и наблюдение за ростом растений.
Решение проблемных ситуаций.

Коммуникативная:
Беседа.
Составление и отгадывание загадок.

Игровая:
Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Чудесный мешочек», лото «Овощи и Фрукты», «Кто, чем питается?», «Найди, что покажу».
Сюжетно – ролевые игры: «На даче», «Магазин».

Трудовая деятельность в уголке природы.

Чтение художественной литературы:
Чтение и обсуждение: русская народная сказка «Репка».
Заучивание.

Продуктивная:
Изготовление атрибутов для художественного оформления по теме «Огород на окне» и создание макета «птичий двор». (Приложение № 4).
Рисование: «Лук», «Картошка в мешке». (Приложение № 6).
Лепка: «Мы любим овощи» (Приложение № 6).

Двигательная:
Пальчиковые игры: «Горох», «Капуста», «Заяц и кочан капусты», «Щи — талочка» (Приложение № 7).

IV этап – заключительный

Театрализованная деятельность. Постановка сказки «Репка».
Итог проекта: употребление в пищу зеленого лука.

Анализ

Дети узнали, что из семени, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастили лук, горох, помидоры, огурцы. У детей появился интерес к растениям. Они научились различать некоторые виды растений, узнали много интересного из жизни растений, исследуя опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Практической деятельностью было непосредственное участие детей в уходе за растениями. Ребята приобщились к посильному труду по уходу за рассадой – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, обязательность, целеустремленность. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Мой проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

Список используемой литературы:

1.Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л.Н. Елисеева. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1978
2.Интернет-ресурс «Социальная сеть работников образования «МААМ», «nsportal.ru»
3.Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: — ТЦ «Сфера», 2011. – 320 с.
4.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»): учебно – методическое пособие. – М: Издательский дом «Цветной мир», 2015. – 152 с., перераб. и доп.
5.Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с
6.Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М., «Просвещение». 2014.
7.Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Вторая младшая группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 352 с.
8.Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // Дошкольное воспитание 2001 No 7. С. 61
9.Рыжова Н. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва» — М.: Карапуз, 2005. – 128 с.
10.Рыжова Н. Программа «Наш дом — природа»: Блок занятий «Я и Природа» – М.: Карапуз, 2005. – 192 с.
11.Черенкова Е.Ф. Развивающие игры с пальчиками. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010. – 186 с. – (Учимся играючи, Азбука развития).
12.Чуверова Л. Н. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 548-551.

Наталья Медведева

В марте,по традиции,мы решили участвовать в конкурсе «Лучший огород на окне » , который ежегодно проходит в рамках нашего детского сада .

Сначала мы посадили в контейнеры семена различных,самых распространенных культур : укропа, петрушки, кресс-салата, томатов,огурца, перца и фасоли. Дети с удовольствием и большим энтузиазмом принимали участие в этом занятии. Затем мы решили сделать для наших «грядок» уютный мини-дом .

За основу взяли картонную коробку и засыпали её «грунтом» (гречневая крупа) . Потом захотелось обустроить «усадьбу» и мы добавили немного декоративных элементов.

Поставили мельницу, сделанную из газетных трубочек и устроили водоем с гусями (холодный фарфор) . Затем посадили наши «грядки» , луковое дерево и заселили уголок жильцами,фигурками различных домашних животных и людей.


Мы с ребятами ежедневно ухаживали и наблюдали за ростом растений. Все это фиксировали в дневнике наблюдений. Лучок дети с удовольствием кушали в обед,добавляя в супчик. Подросшую рассаду передали на участок детского сада , для дальнейшего выращивания.)

Наш огород оказался одним из лучших! В этом году обязательно придумаем что-нибудь интересное!

Публикации по теме:

Целью данного проекта является воспитание экологической культуры детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических.

«Огород на окошке» средней группе Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах такие педагоги-классики как.

Фотоотчет «Мини-огород на окне» Этой весной в нашем детском саду проводился конкурс «Огород на окне». Цель: Расширить представления детей.

В нашем детском саду с 1 апреля 2016 года по 30 апреля 2016 года проходил конкурс "Мини - огород на окне". В нем приняли участие все пять.

Составила: Наталья Петровна Агафонова Название мини проекта: «Огород на окне» Тема: Создание, мини - огорода «Огород на окне» для детей.

(воспитатель, дети и родители) В нашем детском саду №5, г. Усолье – Сибирское, прошел мини- проект «Огород на окне». И мы с нашими малышами.

Чтобы создать необычный живой интерьер можно воспользоваться идеей создания в детском саду огорода на окне.

Сама идея создания собственного небольшого огорода на окне многим покажется вполне заманчивым и необычным предложением.

Такой собственный огород будет очень необычен тем, что подарит возможность любоваться и детям и взрослым невероятной домашней обстановкой живых растений.

Дети убедятся, что огород на окне, сделанный своими руками подарит вкусные и свежевыращенные овощи, зелень, которые не только очень вкусны, но и безумно полезны, поскольку не содержат в себе каких-либо химических веществ.

Детский сад огород на окне подарит огромное удовольствие, красоту и огромную пользу здоровью. Тем более что сам процесс ухода и выращивания огорода очень увлекательный и интересный.

Огород на окне

Совместными усилиями детворы и воспитателей можно создать красивый и вкусный урожай на окне.

Прежде чем создавать огород на окне, необходимо знать, что на окне можно выращивать не все растения. Например, крупные растения рекомендуется оставить для огорода в саду.

Таким растениям будет очень жарко и тесно на окне, поскольку они не предназначены для подобных условий и все ваши усилия будут напрасны, а растения не будут цвести надлежащим образом, и могут погибнуть.

Огород на окне, это своего рода «витаминный оазис». На самом деле, такая чудесная задумка реализовывается очень просто и быстро.

Что лучше посадить в огороде на окне в детском саду?

Выбор растений достаточно широкий: огурцы, лук, фасоль, горох, петрушка, чеснок, салат, укроп, специальные некрупные сорта моркови и т.п.

Главное выбрать для такого огорода неприхотливые растения. Прежде, чем приступать к созданию огорода лучше провести для детей обучающий урок (можно даже показать видеофильм) и рассказать детям о пользе каждого растения и правильном уходе за ними.

Такие знания позволят маленьким огородникам ещё с большим интересом ухаживать и любоваться огородом на окне.

Помните, что окно, где будет размещён огород лучше, чтобы выходило на солнечную сторону и было большим.

Огород на окне оформление

Выбираем оформление будущего огорода на окне.

Сооружаем удобную и простую конструкцию. Размер конструкции должен соответствовать подоконнику, то есть конструкция не должны быть шире или длиннее подоконника (не должна выступать за пределы).

Поскольку такая конструкция не только будет иметь не привлекательный вид, но и станет не безопасной для детей, которые могут зацепить её.

Создать на окне оформление огорода очень просто, главное, фантазия.

Конструкцию можно сделать из обычных ящиков, состоящих из еловых или сосновых досок, толщиной около 2 сантиметров, высотой 12-15 сантиметров.

Ящики можно покрасить в какой-нибудь яркий цвет. Такой вариант очень удачный для детского помещения. Ярко оформленный огород будет смотреться весело и необычно, и будет радовать всех своим привлекательным видом.

Кроме деревянных ящичков можно использовать горшки для растений или даже обычные пластиковые бутылки, которые можно разрезать.

Их тоже можно красиво оформить, например, камнями, рисунками (бабочки, божьи коровки), разнообразными наклейками и т.д. То есть можно бесконечно долго экспериментировать с оформлением.

Очень важно предусмотреть правильное освещение огорода, оптимальную температуру и влажность воздуха. Но и это ещё не все требования для благополучного цветения.

Хороший и качественный грунт, благодаря которому растение будут давать плоды, должен быть правильно подобран. Такие удобрения не сложно приобрести в специализирующих магазинах, где продают растения.

Мини-огород на окне

Приятная, оригинальная и живая миниатюра на окне подарит вам много полезных растений, которые вместе с ребятами можно будет собирать и вместе за ними ухаживать: поливать и удобрять.

Полезные советы для благоприятного цветения :

1. Сейте семена любимых культур равномерно.

2.Уход за огородом на окне не представляет большой сложности, главное, систематически поливайте его.

3. Температура для растений должна быть выше 17 градусов, в противном случае растения будут гнить и не давать плоды.

4. Если на подоконнике, где вы хотите установить огород недостаточно света, то можно создать искусственный свет с помощью лампы.

5. Окно, где расположен огород должно быть тщательно заклеено и не пропускать сквозняков.

6. Для вьющихся растений необходимо создать особую конструкцию. Так, например, рядом с ящиками, где посажены огурцы, рекомендуется соорудить специальные решетки, чтобы направлять рост растения.

7. Выбирайте такие растения для огорода на окне, чтобы они были адаптированы к помещению и не были слишком прихотливыми.

Такой «детский» огород прекрасно украсит интерьер, а экологически чистые и всегда свежие плоды будут не переставать радовать детишек круглый год.

Особенно такой огород будет очень кстати в зимнее время, когда количество витаминов ограничено.

Выращивайте огород вместе с детьми и кушайте плоды с удовольствием! Дерзайте!

Этой весной в нашем детском саду по традиции проводился конкурс «Огород на окне».

Тему предложили необычную – «Приусадебный участок моей мечты».

Так как наша группа называется «Ромашка», мы с нашими ребятишками подготовительной группы решили свой приусадебный участок назвать «Дачка в Ромашково». Свою дачу мечты мы представили так.

Построили двухэтажный особняк (за основу взяли коробки, обклеили обоями «под кирпич», наклеили окна, крышу покрыли самоклеющейся бумагой, балконные ограждения сделали из потолочной плитки и украсили перила отделкой из упаковок от яиц, фундамент – из ракушек).

В зоне огорода применили дизайнерский подход: расположение грядок и тротуарной плитки – в виде солнышка.

В зоне отдыха разбили клумбы с цветами, соорудили беседку, выложили дорожку из ракушек.

Хотелось, чтобы на нашем дачном участке появились деревья, и мы представили их вот в таком виде. Для этого мы заранее поставили в вазу ветки березы, чтобы они выпустили листочки. Ствол соорудили из бумажного конуса, внутрь поставили бутылку с водой, чтобы веточки не завяли.

Большое внимание мы уделили созданию композиции, и в то же время постарались представить разнообразие рассады.

А это - наша мини-лаборатория. Мы с детьми посадили лук и вели наблюдения за его ростом, а когда он вырос, мы срезали зелень и все вместе с удовольствием съели её.

Вели наблюдения за прорастанием семян фасоли и гороха (в стаканчиках). Наблюдали за погодой. Делали записи в дневниках наблюдения.

Подобрали для ребятишек дидактические игры и раскраски по тематике, проводили беседы по тематике. Потом мы высадили нашу рассаду на грядку в огороде и наблюдали за ростом растений. В конце лета собрали урожай: свеклу, морковь, кабачки, перец, но плоды нашего труда показывали уже другим малышам, так как наши подготовишки уже стали школьниками. Уверена, что знания и навыки, полученные в процессе такой работы, не пройдут бесследно.

Когда звучит словосочетание «детский сад», у каждого человека сразу же всплывают свои воспоминания, связанные с воспитателями, детсадовскими друзьями, праздниками. И действительно, как только ребенок начинает посещать ДОУ, его жизнь кардинально меняется. И насколько каждый ребенок будет успешен и любознателен, во многом зависит от воспитателей, от их заинтересованности в развитии детей. Сейчас в рамках программы развития детей воспитателям предлагается создание под названием «огород на окне в ДОУ».

Зачем нужен «огород на окне»?

Целью данного проекта является воспитание детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических чувств дошкольников. Безусловно, для достижения поставленной цели двигаться нужно от простого к более сложному, опираясь на возрастные возможности детей.

Самыми оптимальными для реализации данного проекта считаются:

  • средняя группа (4-5 лет);
  • старшая группа (5-6 лет);
  • подготовительная группа (6-7 лет).

Основные требования проекта

Для создания проекта «Огород на окне в саду», главным требованием которого является безопасность детей, необходимо помнить следующее:

  • размеры создаваемых мини-грядок не должны превышать размеров подоконника;
  • огород на окне должен быть расположен в безопасной для детей зоне;
  • использование удобрений в детском саду запрещено.

Следующие требования можно рассматривать скорее как рекомендации по созданию огорода на окне:

  1. Достаточное освещение. Лучше всего расположить огород на окне с солнечной стороны. Если такого окна нет, то нужно создать дополнительное освещение.
  2. Для комфортного роста растений необходима температура не ниже + 17 градусов.
  3. Почва. На основании того, что удобрениями пользоваться в детском саду нельзя, лучше всего будет купить уже готовый грунт в специализированных магазинах по садоводству.

Соблюдение всех этих требований поможет в создании безопасного и плодотворного огорода на окне.

Как создать огород для детей 4-5 лет?

Возрастные возможности детей еще не очень велики, и здесь, конечно, основная деятельность лежит на воспитателе. Огород на окне средняя группа может оформить наиболее примитивно - это деревянные ящики по размеру подоконника, окрашенные в яркие цвета, чтобы привлекать внимание детей. Лучше всего в данном возрасте использовать не более двух грядок, потому что сравнивать несколько объектов дети только еще начинают учиться. Семена нужно выбирать для посадки крупные (лук, горох, бобы), мелкая моторика развита в этом возрасте слабо, и посеять семена огурцов или укропа дети просто не смогут, а значит, не получат положительных эмоций.

Огород на окне в детском саду, оформление которого является процессом творческим и эстетическим, предусматривает привлечение детей к данной работе. Например, они могут раскрасить солнышко, которое будет согревать их грядки.

Огород на окне для детей 5-6 лет

Данная возрастная категория отличается от предыдущей тем, что у детей уже есть накопленный опыт по созданию огорода и сформированы азы по уходу за ним. Огород на окне старшая группа может создать уже с более разнообразным видом культур, тут могут быть знакомые детям лук, бобы, горох и новые овощные культуры, такие как комнатные огурцы. Выращивание будет требовать большего внимания со стороны детей, кроме знакомой поливки нужно будет правильно взрыхлять землю вокруг побегов, сделать и правильно разместить сетку для плетения огурца по окну.

Часть обязанностей по уходу за огородом на окне перекладывается с воспитателя на детей — это, например, следить за температурным режимом и освещением. Огород на окне, оформление которого частично ложится уже на плечи воспитанников детского сада, принесет детям массу новых впечатлений и невероятных для их возраста открытий.

Огород на окне для детей 6-7 лет

Огород на окне подготовительная группа уже создает по всем правилам ведения огородной деятельности. Детям в возрасте 6-7 лет можно доверить уже очень многое, на воспитателя здесь возлагается контроль за процессом. Дети самостоятельно могут посеять семена, поливать огород согласно графику дежурств, вести календарь наблюдений. Здесь уже воспитателю нужно разделить коллектив на группы и за каждой группой закрепить определенный участок огорода. Это необходимо для того, чтобы дети не просто учились ухаживать за растениями, но и приобретали опыт общения друг с другом с целью передачи информации по накопленному ими опыту. Каждый ребенок должен быть включен в проект «Огород на окне в детском саду». Оформление тоже возлагается на детей.

С решением данной задачи помогают справиться детское воображение и фантазия. Здесь уже можно смастерить изгородь из картона, поставить пугало в центре огорода, сделать пчелок из цветной бумаги и прикрепить их к сетке для плетения огурцов… В общем, чем ярче и многообразнее будет огород, тем больше информации смогут почерпнуть ваши воспитанники.

«Огород на окне» — его роль в образовательном процессе

Ни для кого не секрет, что создание любого проекта в детском саду должно способствовать образовательному процессу. Огород на окне не является исключением. При правильном использовании данного проекта дети не просто учатся ухаживать за ним, но и расширяют словарный запас при помощи:

  • знакомства с новыми словами (лейка, посадить, взрыхлить, семена);
  • использования стишков, поговорок, загадок про выращиваемые культуры.

Это положительно сказывается на развитии речи.

На занятиях по математике тоже можно использовать огород. Например, предложить детям в подготовительной группе следующее задание: «Нами было посажено 10 луковиц, 8 из них проросли и дали зеленое перо. Сколько луковиц не проросло?». Ребенок, который не смог сделать вычитание в уме, может подойти к грядке с луком и произвести расчет.

Кроме того, на любое ваше занятие может прийти Чиполлино или сеньор Помидор и попросить ребят помочь решить ту или иную проблему. Ведь именно игровая форма обучения является главной в ДОУ.

Дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду» (оформление) воспитывает в детях чувство ответственности за выполнение поставленных задач. А также расширяет их кругозор, они знакомятся с такими понятиями, как ясная погода, облачно, дождливо, температурный режим.

Огород на окне как основоположник исследовательской деятельности ребенка

Каждый ребенок, который принимает участие в творческом проекте, сам того не понимая, становится маленьким исследователем. Сначала ему любопытен процесс прорастания семечки и появления побега. Затем с помощью воспитателя задача усложняется, ребенок начинает искать ответы на следующие вопросы:

  • Почему одно растение имеет ярко-зеленый окрас, а другое бледное, местами даже желтое?
  • Почему поливая растения с разной периодичностью, мы заметили, что одно из них засохло?

Несомненно, чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно учить детей наблюдать. А чтобы не забыть свои наблюдения их нужно где-то записывать. Здесь помощником им будет дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду», оформление которого сначала будет вести воспитатель, а затем сами воспитанники.

Дети, которые занимаются исследовательской деятельностью с самого раннего возраста, становятся хорошими аналитиками. У них хорошо развито мышление с установлением причинно-следственных связей.

Роль родителей в проекте «Огород на окне»

Безусловно, все делятся с родителями своими впечатлениями, независимо от того хорошие они или плохие. Здесь главное для родителей — проявить заинтересованность, помочь педагогу-воспитателю и своему ребенку в создании творческого проекта «Огород на окне в детском саду», оформление которого требует:

  • понимания протекающих процессов;
  • свежих художественных взглядов;
  • возможностей передачи своего опыта.

Если дети будут видеть участие своих родителей в их детсадовских проблемах, они никогда не станут замкнутыми в себе людьми.

Итог

Казалось бы, простой проект «Огород на окне», а сколько сразу задач образовательного процесса позволяет решить. Экспериментируйте, ставьте новые задачи, и ваши семена обязательно одарят вас прекрасными всходами.