Растения

Интарсия – вид мозаики по дереву. Интарсия: техника деревянной мозаики от «А» до «Я Создаем мозаику по дереву своими руками в технике интарсия

Существует несколько видов техники выполнения мозаики. О некоторых из них вы узнаете из этой статьи. Также вы можете попробовать сделать мозаику по заранее подготовленому дереву в технике интарсия своими руками, пошаговый мастер класс поможет вам в этом.

Создаем мозаику по дереву своими руками в технике интарсия

Один из видов декоративно - прикладного искусства называется интарсия. Это непростая техника, но освоив её, вы сможете создавать удивительно необычные вещи. Изделия ручной работы служат прекрасным украшением интерьера. Для работы выбирают древесину разных цветов и оттенков, затем нарезают на тонкие ленты, сразу обрезая все дефектные места. Полученные полоски склеивают между собой в листы нужных размеров, из которых впоследствии вырезают фрагменты узора для мозаики. Затем детали узора плотно подгоняют и приклеивают друг к другу. По завершении работы, лицевую сторону изделия тщательно полируют. В данной технике можно выполнить вот такое панно.

Но для того чтобы творить шедевры, начинающим умельцам в первую очередь, необходимо научиться пользоваться резаком. Держать его легко, как авторучку или карандаш, тогда и дело будет спориться. А сейчас начните с более легкого задания.

Мастерим деревянную бабочку по уроку для начинающих

Этот урок для начинающих. Изготовление такой бабочки потребует немного усилий, зато она будет красиво смотреться на вашей мебели или на стене. Выполняется бабочка в технике интарсия.

Для работы понадобятся:
  • Кусочки древесины разных цветов и оттенков.
  • Листы бумаги для эскизов.
  • Ножницы.
  • Карандаш.
  • Клей ПВА.
  • Кнопки канцелярские или баллончик клея.
  • Кусок фанеры.
  • Лобзик.
  • Наждак с кругом для шлифовки изделия.

1)Специально для новичков, прилагается простая готовая схема. Стрелки на ней указывают направление волокон древесины, остается нанести оттенки предполагаемого узора, соответственно подготовленному материалу. Распечатайте картинки, сразу несколько экземпляров, из них вы будете вырезать лекало для каждой детали в отдельности.

2)Вырежьте лекала из бумаги и приклейте их на древесину по цвету и направлению волокон (перед началом работы, следует хорошо очистить дощечки от пыли), затем начинайте выпиливать детали. Старайтесь вырезать аккуратно, чтобы фрагменты идеально подходили друг к другу. Малейшая неточность может в итоге вылезти в большую погрешность.

3) Все детали, которые по схеме находятся в одном уровне, склейте между собой и обработайте одновременно.

4)Сгладьте внешние грани, отполируйте детали и склейте их вместе. Затем вырежьте подложку из куска фанеры и приклейте на неё готовую бабочку.

5)Проверьте поверхность изделия, чтобы на ней не осталось никаких изъянов, при необходимости еще разок отполируйте и покройте лаком. Бабочка готова.

Мозаика блочная.

Способ изготовления блочноймозаики требует определённых усилий, если все делать вручную. Но в настоящее время этот процесс механизировали, а изделия, выполненные в этой технике, становятся все более популярными.

Перед началом работы сначала рисуют эскиз. Затем из брусков или пластинок древесины разных оттенков собирают блоки, склеивая их вместе по заданной схеме. После чего, уже готовые бруски разрезают на фрагменты поперек волокон. Таким образом, на торцевой части блоков обозначается одинаковый узор. Готовые блоки наклеивают на поверхность деревянной подложки или готовых изделий, также можно вставлять их в углубления создавая рисунок.

Инкрустация по дереву.

Существует особый вид мозаики как инкрустация по дереву. Изначально инкрустацию делали путем наклеивания фрагментов из тонкой фанеры различных пород деревьев. Чуть позже вместо фанеры стали применять различные материалы – слоновую кость, металл, камни и др. Узор создавался путем врезки фигурок в деревянную поверхность. Изделия, выполненные в такой технике, смотрятся очень эффектно.

Мастерам, для создания более живописного эффекта, не стало хватать естественных оттенков древесины и они стали применять различные приемы обработки дерева – протравку, обжиг, окрашивание в нужный цвет. Узоры стали более яркими и живописными.

Еще один из видов прикладного искусства – резьба по дереву. Если вы освоите основы техники выполнения некоторых элементов, то занятие резьбой покажется вам намного проще, чем казалось на первый взгляд. Хорошим украшением могут стать резные картины, мебель и другие предметы интерьера, можно сделать внутреннюю отделку стен, внешнюю отделку дома - ажурные кружева из дерева способны превратить ваш дом в терем, как на этом фото.

Видео по теме статьи

Фигурное изображение, узоры из пластинок дерева, разных по текстуре, цвету, врезанных в деревянную поверхность. Интарсия выполняется так же, как и инкрустация .

Особенности интарсии : при интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубления, равные толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия.

Пик расцвета интарсии достиг в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине ХV в. работало более 80 Мастерских. Мозаикой украшали в основном церковную мебель и утварь. Методами украшения служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применялись темные породы древесины, для рисунка - светлые, и наоборот. Зародилась интарсия в древнем Египте, где древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, металлом, перламутром, камнями.

Древние греки, чтобы изменить цвет древесины, пропитывали ее маслом, квасцами, кипятили в краске. Изготовляли из кипариса , кедра также саркофаги. Украшали их орнаментами растительных форм, применяя самшит , клен , железное дерево, кизил.

С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились. Стали появляться многоугольные перспективные изображения городских улиц, сцен из повседневной жизни, исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, травление, обжиг древесины. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы.

Инта́рcия (итал. intarsio) - вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация, выполняемая деревом по дереву. Интарсия зародилась на Древнем Востоке, в Египте, и достигла очень высокого уровня в Древней Греции и в Риме, где орнаменты делались из клена, самшита, падуба, железного дерева, кизила.

В деревянной основе делаются углубления, в которые выкладываются деревянные пластины, отличающиеся по цвету и текстуре. Пластины, образующие узор, плотно подгоняются друг к другу, склеиваются и вкладываются в украшаемый предмет. Затем внешняя сторона набора тщательно полируется.

Кэти Уайз (Kathy Wise) всегда любила животных, несмотря на то, что выросла в городе. В подростковом возрасте она вместе с семьёй переехала в сельский район Мичигана, и почти сразу влюбилась в деревенский образ жизни. Кэти считает, что интерес к искусству она унаследовала от матери, которая тоже была художницей. Ребёнком она усердно вырезала фигурки животных из мыла и позже из дерева, пока её мама рисовала пейзажи и портреты.


Художественные классы в школе и колледже усилили её интерес к искусству и скульптуре. Уроки керамики в колледже, на которых Кэти добавляла глиняных животных к горшкам, привели к созданию множества других фигурок животных. Вскоре студенты стали просить её слепить что-нибудь для них. Кэти с отличием окончила колледж, получив степень младшего члена академии художеств в области коммерческого искусства.


Своих первых животных Кэти лепила из керамики с низкой температурой обжига и продавала их на ярмарках и выставках. В её работах были представлены все породы собак и многие другие животные, и каждая фигурка была единственной в своём роде. Она работала вместе со своей мамой, которая расписывала её фигурки. Владельцы магазинов тут же начали просить Кэти продать им этих замечательных животных. Вскоре она сотрудничала более чем с семьюдесятью магазинами, включая Mole Hole — крупнейшую в Америке сеть магазинов коллекционных подарков.


В 1983 году Джин Фридман (глава корпорации Enesco) впервые увидел фигурки Кэти в сувенирном магазине Сиэтла. Человек, выпустивший в мир «Драгоценные мгновения», увидел потенциал в её работах, и связался с Кэти, чтобы начать первую из множества её серий сувенирной продукции. Она продолжала придумывать всё новые фигурки животных и сувениры для таких компаний, как Simson, Westland, United Design и Encore Group. За эти годы Кэти создала более тысячи разных изделий в сорока с лишним сериях, разошедшихся по всему миру.


В начале 90х Кэти создала серию реалистичных диких животных, отлитых в бронзе. В Детройтском Центре Прикладного Искусства она изучила весь процесс отливки бронзовых скульптур, включающий изготовление форм, восковых слепков, отливку, финальную шлифовку и создание патины. Её изделия из бронзы выставлялись в Скоттсдейле и Мичигане.


Серия бронзовых диких животных завоевала несколько наград, в том числе на Международной Художественной Выставке Blue Water. Сейчас Кэти делает бронзовые скульптуры только по специальному заказу. Она занимала первое место в категории «Интарсия и резьба по дереву» в течение последних трёх лет (2006-2008) на выставке Design in Wood в Сан Диего.


За время своей художественной карьеры Кэти создавала и двух-, и трёхмерные работы из глины, камня и дерева. Она спроектировала и вырезала из дерева лошадь на карусель в натуральную величину для своей маленькой дочки. Кэти создала множество панно из дерева и других материалов. Художественное образование очень пригодилось ей в работе с двухмерными изделиями. Все фотографии, фоны и графика на её сайте и в каталогах были разработаны самой Кэти.


Впервые Кэти начала создавать эскизы работ в технике интарсии для своего отчима (Фила МакДональда) более 13 лет назад. Когда его клиенты просили сделать деревянную инкрустацию в виде особой породы собак или своего питомца, Фил просил Кэти создать такой эскиз. Она начала продавать их и обнаружила, что резчикам по дереву они очень нравятся.


Она предлагает самую широкую линейку эскизов различных пород собак. Благодаря опыту в создании фигурок собак, каждый её эскиз индивидуален как ни один другой из представленных на рынке. Она разработала набор интарсии для начинающих, который позволяет легко создавать уникальную мозаику.


Осенью 2004 года в журнале «Мастерская резчика по дереву» (издательства Fox Chapel) появилась первая статья Кэти, в которой была представлена её интарсия бостонского терьера с пошаговой инструкцией. С тех пор её статьи появлялись в каждом номере, и к сегодняшнему дню их насчитывается уже 18.


В этих статьях были представлены такие работы, как украшенный птицами венок, черепаховая кошка, арабский скакун, рамка с кленовыми листьями, цветочные венки, индейка и многие другие. Пять раз работы Кэти печатались на обложке. Её попросили написать статью в двух частях для журнала Wood Carving Illustrated о том, как вырезать доску для объявлений с бульдогом.


На её статьи поступили замечательные отзывы, и она собирается и дальше писать для издательства Fox Chapel Co. У Кэти уже вышла одна книга: «Интарсия и работы по дереву». В настоящий момент она работает над второй. Кэти принимает специальные заказы на работы в технике интарсия, включая фрески и большие настенные панно.

Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Для инкрустации можно использовать разные материалы (керамику, мрамор, металл и пр.), но один из самых податливых материалов - дерево. Поэтому инкрустация деревом по дереву (маркетри и интарсия ) очень популярна среди мастеров.

Интарсия

Из двух видов инкрустации по дереву интарсия появилась раньше - ее по праву можно считать «мамой» маркетри. При выполнении интарсии деревянные пластинки разного цвета и текстуры врезаются в деревянную же поверхность , что позволяет получить сложное фигурное изображение.

Считается, что интарсия зародилась еще в Древнем Египте , где древесину впервые стали применять для инкрустации наряду с более «благородными» материалами. Но пика своего расцвета интарсия достигла в Италии в эпоху Возрождения. В этой технике чаще всего украшали церковную мебель и утварь.

Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева . Для того, чтобы сделать из более эффектными, использовали не только «игру» на контрасте светлой и темной древесины, но и обжиг, гравировку, травление древесины.

Как изготавливается изделие в технике интарсии? Сначала выбирается рисунок и делается эскиз, который разбивается на отдельные элементы (пластинки) - наподобие мозаики. Затем эти элементы вырезаются из дерева разного цвета и фактуры. Основной (фоном) для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.

Лицевую сторону деревянных пластинок шлифуют и полируют, а обратную оставляют шероховатой, чтобы она лучше сцеплялась с фоном. Затем нужно плотно пригнать пластинки по кромкам, склеить и вложить в массив-основу. Изделие готово! Если кусочки мозаики выступают над основой - это называется рельефная интарсия . А если они находятся с ней на одном уровне - это живописная интарсия .

Маркетри

Маркетри - это упрощенная техника интарсии. По сути, это тоже мозаика из дерева, но кусочки мозаики изготавливаются из тонкого шпона, собираются между собой по кромкам, как паззл, склеиваются и наклеиваются на плоскую основу.

Маркетри - менее трудоемкая и затратная техника, чем интарсия, но это не значит, что она слишком простая. Для изготовления изделия в технике маркетри тоже важны аккуратность, терпение и художественный вкус .

Для маркетри используют натуральный шпон - однослойную облицовочную фанеру, изготавливаемую из различных пород древесины. Толщина шпона может быть разной (от 0,5 до 1,2 мм), а его цвет и оттенок зависит от породы древесины, которая использовалась для изготовления шпона. Кроме этого, для окраски дерева используют химические методы - например, прокрашивание морилкой.

Как и при работе в технике интарсии, сначала нужно продумать узор и нарисовать чертеж (шаблон) на плотной бумаге . Затем при помощи специальных инструментов из шпона вырезают кусочки мозаики и смазывают их столярным клеем. Затем «паззл» нужно наклеить на бумажный шаблон-чертеж, плотно пригнав друг к другу. Собрав мозаику, ее переворачивают и наклеивают на основу - украшаемое изделие.

Готовое изделие накрывают бумагой и на несколько часов кладут под пресс . Через два дня маркетри шлифуют, покрывают несколькими слоями лака или специальной мастикой. Через сутки мозаику полируют при помощи полировочной пасты и ткани (сукна, фетра, драпа).

Можно выполнять маркетри немного по-другому, врезая элементы мозаики в фон из шпона . Получившаяся мозаика закрепляется смазанной клеем бумагой и наклеивается на поверхность украшаемого изделия. Этот вид маркетри ближе по технике исполнения к своему «родителю» - интарсии.

Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении , оригинальных картин, панно и сувениров. Для того, чтобы научиться работать в этих техниках, нужны не только аккуратность и художественный вкус. Очень важно знать, как «поведут» себя те или иные породы дерева при обработке, покрытии лаком и т.п. Но если очень постараться - можно в итоге получить настоящее произведение искусства .

В широком смысле под интарсией понимают разновидность декоративно-прикладного искусства, представляющего собой технику инкрустации деревом по дереву. В более узком смысле интарсия – это объемные мозаичные картины, создаваемые путем компоновки различных сортов древесины, игры с ее оттенками и текстурными узорами. Об основных принципах этой техники и ее тонкостях поговорим на примере проекта «Золотая рыбка».

В чем заключается суть техники?

Создание мозаичной картины предполагает три базовых этапа:

  1. Выпиливание мозаичных сегментов по заранее подготовленной схеме. В зависимости от сложности проекта, количества элементов и их размеров для этих целей может использоваться как станок, так и ручной лобзик.
  2. Второй этап – шлифовка выпиленных сегментов и сглаживание их угловатости. Это делается для того, чтобы придать мозаике из дерева объем и глубину.
  3. Финальным этапом является склейка всех кусочков в единую картину и ее фиксация на фанерной или картонной подложке, выполненной в форме конечного изделия.

На какие нюансы важно обращать внимание?

В общих чертах интарсия выглядит довольно просто. Но чтобы ваши работы, выполненные в этой технике, превратились в настоящее произведение искусства, созданное своими руками, важно знать и руководствоваться определенными тонкостями:

  • всегда соблюдайте направление волокон, указанное в шаблоне;
  • используйте игру контрастов древесных оттенков и текстурных узоров. Если вы используете один цвет/вид древесины, работа получится монотонной и скучной. Интарсия должна включать разнообразие контрастных древесных оттенков, начиная от белых заканчивая темными;
  • достигайте глубины мозаики не только за счет стачивания угловатости каждого элемента, но и играясь с рельефом. Это делается путем занижения или поднятия некоторых сегментов, в зонах, где нужно визуально проработать объем;
  • не используйте слишком толстые заготовки, особенно для проектов с множеством деталей – это негативно скажется на качестве распилов и ухудшит внешний вид мозаики.

Как правильно читать схемы для интарсии?

В схемах для интарсии заложено много полезной информации, умея читать которую вы существенно упростите процесс работы и повысите ее качество.

  1. Каждый сегмент мозаики нумеруется цифрами, что существенно упрощает сборку.
  2. Стрелками указывается направление древесных волокон для каждого сегмента.
  3. Цвет контуров указывает на последовательность линий распила.
  4. Маркировка –1/4» означает, что толщину указанного сегмента нужно уменьшить на четверть дюйма (6 мм).
  5. Буквенной индексацией маркируется цвет древесины. К примеру, W (white shade) – значит, что нужно использовать сегмент светлых тонов, В (black shade) – темного тона, Y (yellow) – применение элемента с желтым оттенком.

Как перенести шаблон на дерево?

Существует несколько вариантов перенесения схемы для интарсии на деревянную заготовку:

  • с помощью копировальной бумаги;
  • с использованием аэрозольного клея;
  • наклеивание шаблона на двухсторонний скотч;
  • обводка вручную каждого вырезанного из бумаги элемента.

Методом проб различных подходов легко выбрать оптимальный для себя вариант переноса шаблона.

Какие пилки использовать для интарсии?

Для резки мелких деталей, проектов с резкими поворотами, а также для работы с мягкой или тонкой древесиной оптимальны лобзиковые пилки #3. Они обеспечат аккуратный спил, с минимальным объемом выпиленного материала, за счет чего мелкие элементы мозаики будут плотно подогнаны друг к другу.

Для распила твердых сортов древесины и работы с толстыми заготовками используют пилки #5 или #7. Также они уместны при выпиливании наружных кромок, которые не будут установлены рядом с другими элементами.

Если вы хотите избежать сколов на тыльной стороне, используйте пилки с реверсным (обратным) зубом. Лезвия с т.н. «пропущенным зубом», более эффективно удаляют стружку, препятствуя ее скоплению. Со временем мастер учится чувствовать особенности каждой пилки и находит свой оптимальный стандарт.

Какие разновидности интарсии существуют?

Интарсия – это свободная техника, в которой нет жестких правил и канонов. Деревянную блочную мозаику можно разнообразить элементами из стекла, камня или пластика. Не стесняйтесь активно использовать морилки, лаки, масла и красители для отделки и раскрашивания проекта.

Вместо обычных элементов мозаики можно использовать сложносоставные детали, в которых один вид древесины аккуратно врезан в другой. Такие текстурные разрывы придают проекту дополнительную оригинальность и привлекательность. Фактуру каждого элемента мозаики можно прорабатывать отдельно, используя техники выжигания, резьбы или применяя бормашину.

Как сделать схему для интарсии?

Свободные чертежи и схемы для интарсии в достаточном количестве представлены в Интернете, особенно в его англоязычном сегменте. Но при желании шаблон для мозаики можно создать самому, используя картинку или фотографию. Вы можете воспользоваться специальной программой, которая преобразует фото в схему. Классический пример подобного сервиса – online.rapidresizer.com .

Обладая минимальными навыками работы с графическими редакторами, к примеру, Adobe Photoshop вы можете самостоятельно преобразовать фотографию в контурный рисунок, который станет шаблоном для выпиливания.